?Вопрос-ответ
к списку

Часто задаваемые вопросы

20 июня 2014

Чем может обернуться для петербуржцев решение Арбитражного суда о признании недействительным ряд норм Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности городских кладбищ?

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области  признал пункты Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге, утвержденного Постановлением № 210 (6.7, 6.14, 8.1., 8.6),  не соответствующими Федеральному закону «О защите конкуренции» и отменил их полностью. Но эти пункты, кроме полномочий администрации кладбищ, содержат перечни документов, необходимых для осуществления погребения в родственную могилу, установки или замены надмогильных сооружений, а также размеры и требования к ограждениям могил. Указанные перечни документов являются неотъемлемой частью организации похоронного дела и априори не могут не соответствовать Федеральному закону «О защите конкуренции».

С момента вступления в силу решения суда, администрации кладбищ не могут в должной мере исполнять обязательства по договору в связи с отсутствием правовых оснований для координации деятельности третьих лиц, оказывающих услуги по погребению, а именно обеспечивать надлежащее похоронное обслуживание жителей Санкт-Петербурга, включающего в себя весь комплекс услуг, связанных с погребением умерших (погибших), соблюдать общие требования к планировочным решениям кладбищ, зонам захоронений и устройству могил, соблюдать требования по благоустройству территорий кладбищ, соблюдать порядок оформления погребения, соблюдать порядок погребения, перезахоронения и эксгумации останков и урн с прахом умерших (погибших), соблюдать правила изготовления и установки надмогильных сооружений, обеспечивать сохранность установленных надмогильных сооружений, принимать меры к установлению ответственных за захоронение, не осуществляющих содержание и благоустройство надмогильных сооружений (могил), содержать обслуживаемые кладбища в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, обеспечивать общественный порядок на обслуживаемых кладбищах, обеспечивать надлежащее ведение книги регистрации захоронений, обеспечивать выдачу ответственным                       за захоронение лицам удостоверений о захоронении, обеспечивать предоставление Специализированной службе информации о захоронениях для ведения единого централизованного банка данных по погребению умерших (погибших) и имеющимся захоронениям.

Сегодня ситуация складывается таким образом, что теперь любое физическое или юридическое лицо может производить захоронение, снятие и установку могильного сооружения без учета существующих регламентов, что нарушает федеральное законодательство и неизбежно приведет к нарушениям прав потребителей, возникновению конфликтов граждан, находящихся в непростой ситуации, связанной с потерей близких. Ситуация находится под контролем благодаря опыту и профессиональным качествам сотрудников организаций, прошедших конкурсный отбор, организованный Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга. Данные организации были отобраны по целому ряду критериев, в их числе – наличие описания технологических регламентов, качественного выполнения необходимых работ. Решение же Арбитражного суда снимает подобные обязательства с тех, кто проводит захоронение.

Данное решение суда может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан Санкт-Петербурга,  в связи с отсутствием возможности надлежащего контроля   за осуществлением погребений на кладбищах Санкт-Петербурга в целом,  а, в частности, соблюдения требований к зонам захоронений и устройству могил (в том числе с учетом подземных коммуникаций), санитарных норм и правил, обязательности регистрации захоронений  и установленных надмогильных сооружений. Немаловажно также то, что возникнет опасность злоупотреблений при выдаче удостоверений    о захоронениях, а это ставит под угрозу ведение централизованного архива по захоронениям на кладбищах Санкт-Петербурга.